Использование технологии организации дискуссии на уроках истории и обществознания в основной школе

Саттарова Л. Н. учитель обществознания ГБОУ гимназии №631 Приморского района Санкт-Петербурга

«Использование технологии организации дискуссии на уроках истории и обществознания в основной школе» / материалы XI международной научной конференции «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества», 11-12.11.2021, - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 176-179. ISBN 978-5-8290-2006-4 


Педагогические технологии применяемые в образовательном процессе школы повышают результативность, доступность, практичность и эффективность современного образования. Если технология разработана методически грамотно, то учитель легко и быстро ее осваивает, активно использует на своих уроках, обеспечивая требуемый в соответствии с ФГОС результат. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности использования педагогических технологий в учебном процессе.

Уроки истории и обществознания формируют у обучающихся целостное представление об обществе, ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважении к Отечеству, необходимость поддержания гражданского мира и согласия, уважение к народам России и мира, принятие их культурного многообразия. Поэтому на уроках важно создавать такую обстановку, которая способствует активной познавательной учебной деятельности обучающихся с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Учебная дискуссия как педагогическая технология занимает значительное место в образовательном процессе, так как способствует развитию группового взаимодействия, развитию личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, а также воспитанию уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ [1].

Организуя дискуссию, учитель ставит следующие задачи: приобретение новых знаний, обмен информацией, анализ различных точек зрения на те или иные проблемы, развитие коммуникативных навыков и умений.

В результате учебной дискуссии развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта; расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, несовпадения мнений; в процессе поиска группового соглашения формируется коммуникативная и дискуссионная культура; обучающийся приобретает поведенческий опыт и может сопоставить свое мнение с другими [2].

При организации дискуссии можно выделить следующие этапы:

  • формулирование проблемы или вопроса (тему для дискуссии может предложить учитель или она может быть сформулирована совместно с обучающимися);
  • подготовка к дискуссии (обучающиеся знакомятся с материалом, обдумывают свою точку зрения, подбирают аргументы и примеры);
  • обсуждение проблемы;
  • подведение итогов дискуссии.

К преимуществам дискуссии можно отнести:

  • возможность каждого активно участвовать в процессе обсуждения, что позволяет обучающимся проявить себя, актуализировать свои знания, выступить в роли оратора;
  • в процессе дискуссии сталкиваются разные точки зрения и обучающиеся учатся прислушиваться к чужому мнению, аргументировать свою позицию, вести диалог в соответствии с этическими нормами, расширяют свой кругозор;
  • при обсуждении активизируется мыслительный процесс, так как обучающиеся должны внимательно слушать своих оппонентов, находить контраргументы, уметь быстро реагировать на новую информацию;
  • во время дискуссии могут появиться новые незапланированные вопросы, нестандартные точки зрения, интересная информация, что позволит сделать обсуждение более интересным и ярким.

При организации дискуссии на уроке учитель может столкнуться со следующими сложностями:

  • часть обучающихся может оказаться не подготовленными к уроку, поэтому для обсуждения лучше выбирать темы, которые ранее изучались или наиболее интересны для их возраста;
  • сама дискуссия может выйти за временные рамки урока, поэтому необходимо строго следить, чтобы обучающиеся не уходили от заданной темы, говорили кратко, четко и по существу;
  • дискуссия может превратиться в простой диалог между учителем и «сильными» или просто «общительными» учениками, в то время как остальные обучающиеся не будут задействованы; и задача учителя – вовлечь максимальное количество участников в обсуждение проблемы;
  • часть обучающихся может стесняться высказывать свою точку зрения;
  • дискуссия может превратиться в хаос, в котором никто не будет слушать другого.

Чтобы избежать данных проблем необходимо познакомить обучающихся с правилами поведения во время дискуссии:

  • перед выступлением четко определить свою точку зрения;
  • каждый аргумент должен быть подкреплен фактами и примерами;
  • выступать можно только с разрешения учителя;
  • внимательно слушать остальных участников дискуссии;
  • критика только аргументов, а не тех, кто их высказывает;
  • обсуждать только заданную тему;
  • помнить, что главная цель дискуссии – найти решение проблемы.

Дискуссия на уроках истории и обществознания может быть запланированной и спонтанной. Запланированная дискуссия может длиться весь урок, как правило, это повторительно-обобщающие уроки. Таким образом дискуссия позволят систематизировать знания и закрепить материал по изученной теме, например, «Итоги правления Ивана IV», «Итоги правления Петра I», «Политика и политики в современном мире» и другие. Также это могут быть проблемные темы, на которые нет однозначных ответов, например, «Правовое государство», «Мораль моральные категории» и другие. Тогда дискуссия дает возможность обучающихся задуматься над политико-правовыми и философскими вопросами.

Запланированная дискуссия может быть частью урока, когда после изучения теоретического материала предлагается обсудить проблемные вопросы, например, «Должен ли бизнес быть социально ответственным?», «Россия – правовое государство?», «Что дает религия современному обществу?», «Каким должно быть современное образование?», «Кого можно считать культурным человеком» и пр. Такие мини-дискуссии оживляют урок, дают возможность обучающимся пропустить материал через себя, почувствовать связь между школьным предметом и настоящей жизнью, событиями, которые происходят сейчас в нашем государстве.

Спонтанная дискуссия может возникнуть в любой момент урока. Это свидетельствует об интересе обучающихся к данной теме, существования у них своей точки зрения на проблему. Очень важно в такие моменты дать им высказать свое мнение и грамотно подвести итоги.

Рассмотрим более подробно пример дискуссии на уроке «Религия как одна из форм культуры». Религия – тема очень актуальная и вызывающая большой интерес среди восьмиклассников, так вопросы о роли Церкви в современном российском обществе, ее проблемах, поведении отдельных представителей постоянно обсуждаются в СМИ. У обучающихся имеется определенный уровень знаний по этому вопросу, так как к восьмому классу они уже изучили на уроках истории мировые религии, религиозные войны в Европе, знают какие функции выполняла религия в Древнем мире, в Средние века и Новое время, какими должны быть представители Церкви и какими часто они являлись. Для того, чтобы повысить интерес к данной теме, учитель предлагает обратиться к данным диаграммы, из которой видно, что большая часть населения Земли считает себя верующими, что, как правило, вызывает бурные эмоции и способствует обсуждению.

Далее учитель предлагает обсудить следующие вопросы: Что дает религия современному человеку? Почему в современном мире люди продолжают считать себя верующими? Обучающимся предлагается обдумать свои ответы, можно воспользоваться текстом учебника, где указаны функции религии. После этого высказываются различные точки зрения, приводятся аргументы и примеры, которые записываются на доске. Учитель должен быть к тому, что могут быть высказаны крайне противоположные точки зрения, например, что религия современному человеку не нужна совсем и к ней обращаются только необразованные люди, которых обманывают представители церкви, или, что каждый должен быть верующим, так как это дает человеку защищенность и уверенность в жизни. Очень важно, чтобы учитель или ученик подвели итоги этой дискуссии, что в современном мире человек сам решает исповедовать ему религию или нет и мотивы могут быть для этого совершенно различные, что любой человек заслуживает уважения, независимо от его религиозных взглядов. После окончания обсуждения рекомендуется обратиться к Конституции Российской Федерации и ознакомится со статьями 14 и 28, которые говорят о том, что Россия светское государство.

Использование технологии дискуссии на уроках истории и обществознания не только интересно и полезно, но и способствует развитию познавательного интереса учащихся, стимулирует к поиску новой информации, развивает критическое мышление, формирует навыки публичных выступлений и правилам ведения диалога.

Литература и источники удаленного доступа

  1. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия для учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова [и др.]/ – М.: Просвещение, 2013. – с. 4/
  2. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/10/13/interaktivnaya-tekhnologiya-tekhnologiya-provedeniya-diskussii от 05.10.2021