Технология «Обучение в сотрудничестве» как средство повышения мотивации при обучении предметам гуманитарного цикла

Рафальчук Ольга Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №582 с углубленным изучением английского и финского языков Приморского района г. Санкт-Петербурга


Современный подход к организации обучения (увеличение доли интерактивного обучения, обновление технологий) предполагает творческое переосмысление сути учебного процесса, в котором все обучающиеся вовлекаются в процесс познания, имеют возможность понимать и анализировать свою коммуникативную деятельность. Так, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) становится не только условием активной совместной учебной деятельности учащихся, но и средством повышения мотивации при обучении предметам гуманитарного цикла. Практика показывает, что общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность педагогу ориентироваться на каждого ученика. В свою очередь, ученик понимает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучение в сотрудничестве возможно лишь при создании атмосферы поддержки в решении любых познавательных задач, оно позволяет организовать учебное занятие, в рамках которого каждый способен осмысливать и творчески преобразовывать информацию, концентрировать внимание. коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Несмотря на то что основные принципы технологии «обучения в сотрудничестве» были разработаны отечественными и американскими педагогами достаточно давно, они не теряют своей актуальности:

  • Принцип награды (группа получает одну на всех в виде отметки, сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
  • Принцип индивидуальной ответственности (общий успех зависит от успеха каждого);
  • Принцип равных возможностей (полученный результат сравнивается с собственным ранее достигнутым).

Это позволяет решить задачу по формированию и развитию у ребёнка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, обучение в сотрудничестве из обязанности превращается в увлекательный процесс, приносит радость общения, обеспечивает самореализацию обучающихся. В то же время любой учебный материал становится личностно значимым, тем самым преодолевается отчуждение ребенка от знаний, от образования.

Роджерс и Дэвид Джонсоны сформулировали условия эффективности такого обучения:

  • Позитивная взаимозависимость участников группы
  • Индивидуальная и общая ответственность за результат
  • Развивающий характер взаимодействия участников группы
  • Обучение навыкам межличностного общения и работы в группе
  • Коллективная самооценка. Рефлексия

Подчеркивая «интерактивный и социальный характер технологии «обучения в сотрудничестве»» (Е.С.Полат), стоит отметить, что индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по технологии сотрудничества становится важной составляющей самостоятельной коллективной работы. Это способствует социализации учащихся. Обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает контакт, является социальным общением, поскольку ученики играют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Понимая, что современным ученикам становится всё более важно обладать общеучебными интеллектуальными умениями, которые приобретаются в условиях активной совместной деятельности, педагоги ГБОУ школы №582 Приморского района Санкт-Петербурга обратились к методам и приемам, которые позволяют организовать обучение учащихся в составе малых учебных групп на основе таких моделей обучения в сотрудничестве, как:

«Student Team Learning» («Обучение в команде»)

«Jigsaw» («Ажурная пила»)

«Learning Together» («Учимся вместе»)

Реализация идеи взаимного обучения прежде всего воплощается учителями нашей школы через проектный метод, интерактивные формы обучения, через методы «Пила» и «Герб». Однако это лишь некоторые из многочисленных способов осуществления как индивидуальной, так и коллективной ответственности учащихся за решение учебных задач.

Еще одним инструментом создания творческой среды («Лаборатории визуального мышления») стало приложение «Объясняшки», работающее в том числе в условиях сетевого взаимодействия.

«Лаборатория визуального мышления» – это погружение в деятельность, в которой участники группы берут на себя ответственность за результат, самостоятельно планируют свою работу, распределяют роли и поэтапно решают учебную задачу. Такой формат учебного занятия позволяет группам учащихся самостоятельно создавать в кабинете, не оснащенном специальным оборудованием, короткие учебные видеоролики. Минимум – просмотра, максимум деятельности.

Это позволяет перейти от пассивного созерцания учебного видео на уроке к активной деятельности, в процессе которой каждый раз в группе заново рождается собственного видение учебной задачи. Использование такого формата работы с детьми позволяет создать мультимедийное пространство, продуктом которого становится видеоролик – материал для обсуждения, поиска новых решений поставленной задачи.

На каждом этапе проведения мастерских участники проекта приобретают уникальный опыт, необходимый для становления навыков самоорганизации и самоуправления. В мастерской могут работать разновозрастные группы, есть варианты работы в парах и индивидуальной работы. Преподаватель разбивает учащихся на группы и предлагает им коллективно выполнить задание, а результат творческого поиска воплотить в нарисованном ролике-«объясняшке». Группа формируется с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для всего коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Для выполнения задания в группе выбирается формат ролика, который позволит оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Основное условие работы групп - в итоге совместной деятельности должен быть получен результат, который устроит всех в группе. Задание выполняется в определенные сроки, и время его выполнения контролирует один из участников группы, чтобы группа могла представить результат своего коллективного труда.

Каждый участник группы вовлекается в создание текста, становится активным участником процесса рисования, пробуждающего интерес и удерживающего внимание лучше, чем обычный видеоряд. Готовый ролик имеет особую ценность для самого ребенка и рождает стремление проявлять себя, искать свой путь освоения учебной информации. 

Таким образом, каждый ученик на таком занятии чувствует свою значимость, дает оценку совместной работе. Реализуется главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе и отвечать за общий результат. Именно такого рода активность носит созидательный характер, рождая субъективные переживания как основу «всех наших знаний» (Лоренц) и пробуждая в каждом ученике стремление проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным.

Список использованной литературы:

  1. Дилова Н. Г. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 409-411.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.
  3. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта//Педагогика. – 2000. – N7. – С. 12–18.