Технология продуктивного чтения

Базина Н.Г., Королькова Н.И. ГБОУ школа №500 Пушкинского района

Использование на уроках истории и литературы технологий продуктивного чтения и критического мышления в основной школе с целью развития читательской грамотности/ материалы международной научной конференции «XXV юбилейные Царскосельские чтения», 20-21 апреля 2021 г./ под общ. Ред. С.Г. Еремеева.  – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – Т.II. – СС. 140-143.  


 Использование на уроках истории и литературы технологий продуктивного чтения и критического мышления в основной школе с целью развития читательской грамотности

Научить ребёнка учиться – одна из важнейших задач современной системы образования. В условиях стремительно развивающихся информационных технологий, активно меняющегося общества и связей в нём, развития и активного накопления нового знания актуальным становится научить подрастающее поколение разбираться во всём многообразии информации. И если в условиях индустриального общества основным фактором производства были промышленные изделия, то в постиндустриальном (информационном) обществе таким фактором производства становится ЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ.

Отсюда возникает проблема: как научить ребенка работать с информацией, чтобы он не был пассивным слушателем на уроке, а стал активным читателем, развивая при этом читательские компетенции. Только работа, направленная на осознание текста на личностном уровне, с вызовом эмоций и чувств, принесет положительные результаты. Для этого становится актуальным использование на уроках литературы и истории технологий продуктивного чтения и развития критического мышления. Они способствуют получению нового качества образования за счет за счет развития у обучающихся возможности читательской грамотности, способствует развитию умения учиться, самостоятельно осваивать дополнительный (интересный ему материал).

С 2018 года в ГБОУ школе № 500 реализуется совместный проект учителей истории и литературы по развитию читательской грамотности.

Главная цель проекта формирования правильной читательской деятельности, которая направлена на развитие умения верно истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя различные тексты, умение извлекать информацию из текста.

Технологии продуктивного чтения и критического мышления как нельзя лучше дополняю друг друга. На основе информации полученной в ходе продуктивного чтения  в ходе ее анализа с использованием технологий критического мышления  обучающихся развивается оценочное мышление, которое предполагаете способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения, разрабатывать собственные алгоритмы деятельности, в том числе и образовательной.

При использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературы можно выделить следующие этапы: до чтения; во время чтения; после чтения.

Цель первого этапа: развить умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам, создать проблемную ситуацию, мотивировать на прочтение текста.  В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. [2]

На этапе «прочтения текста» происходит освоение содержания, понимание основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Формируются навыки осмысленного и вдумчивого чтения, заполняются таблицы, требующие от обучающихся постоянного перечитывания всего текста или его фрагментов. [2]

На этапе «После чтения» формулируется основная идея текста и собственные умозаключения, позволяющие создать продукт собственной деятельности. [2]

Таким образом, при использовании технологии продуктивного чтения формируются и развиваются такие метапредметные УУД как умение анализировать и интерпретировать прочитанное, умение извлекать все виды текстовой информации из любого источника. 

На уроках истории учителя ГБОУ школа № 500 используют в системе приёмы и методы технологии критического мышления, такие как: маркировочная таблица «ЗХУ», инсерт, «Корзина» идей, понятий, имен…», «Верные и неверные утверждения», кластер («гроздь»), фишбоун (рыбий скелет), синквейн, учебный мозговой штурм, таблица «толстых» и «тонких» вопросов,  дебатов, веб-квесты [1]. Особое место отводится на уроках истории работе с текстовыми источниками. При этом конвергенция технологий критического мышления и продуктивного чтения с использованием информационных технологий оказывается наиболее эффективной.

Так при применении приемов развития критического мышления  через  чтение  и  письмо целесообразно использовать разнообразные графические редакторы, позволяющие визуализировать биографические тексты и получить личностный отклик при написании  эссе и составлении к нему графической новеллы. 

Например, при изучение любого курса истории можно превратить в увлекательный коллективный проект – создание иллюстрированной брошюры, когда изучение каждой темы заканчивается работой над созданием очередных глав этой графической новеллы — рисованная история, рассказа в картинках. Работа над созданием графической новеллы происходит в парах. Ученики получают тему, подборку материалов, формулируют название главы, проблему, пишут текст сюжета, заполняют таблицу с раскадровкой, для каждого кадра подбираются картинки, пишут текст в кадре для главных героев, авторские заметки и комментарии. Монтаж новеллы возможно осуществить на уроке с использованием мобильного компьютерный класса, либо дома. При монтаже используются общедоступные и бесплатные графические дизайны.  

Так, по завершению изучения темы в 7 классе «Создание Московского государства» ученики выполняли коллективный проект  «Иван Грозный: графическая новелла».  В новеллу вошли следующие главы:

  1. Детство и юность: правление Елены Глинской, боярское правление.
  2. Начало реформ Избранной Рады: венчание на царство, состав Избранной Рады, Земский собор.
  3. Реформы Избранной Рады: строительство царства – судебник, местное управление, приказная система, военная реформа, налоговая реформа, Стоглав.
  4. Внешняя политика: присоединение Казани и Астрахани.
  5. Внешняя политика: освоение Сибири.
  6. Ливонская война.
  7. Опричнина – царство террора.
  8. Борьба с Крымским ханством.
  9. Итоги правление Ивана Грозного: Плюсское перемирие, Ям-Запольское перемирие, заповедные лета.

А также были выполнены два небольших проекта: «Иллюстрированный словарь терминов» и «Иллюстрированный словарь исторических личностей».

Использование приемов и стратегий технологии критического мышления и продукт чтения активизирует познавательную деятельность учеников.  Они учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, в результате повышается качество знаний  по предмету.                                                        

Проект, запущенный в 2018-2019 учебном году в «пилотном» режиме на уровне 5 класса, продолжался в 2019-2020 г. в 6 классе и в 2020-2021 учебном году уже принес свои результаты:

1. обучающиеся «пилотного» класса по результатам ВПР превосходят другие классы по заданиям «Работа с текстовой информацией»;

2.  демонстрируют более высокие метапредметные результаты по внутришкольной диагностике;

3. являются победителями не только школьного, но районного этапов всероссийской олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла;

4. развитие читательских компетенций на уроках литературы и истории способствует развитию у обучающихся умения понимать любые тексты и работать с ними, что проявляется в более высоких результатах обученности «пилотного» класса.

Методичная работа школы, основанная на использовании технологии критического мышления и продуктивного чтения, способствует развитию читательской грамотности и повышению качества образования.

Список источников информации

  1. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие/И. В. Муштавинская. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: КАРО, 2013. - 140 с. 
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа//Режим доступа: https://buneeva.vsepravilno.com/upload/content/2018-08-26/1/6c7a4c63da-0f9f2999bfbf6f376e3e73eab59c618b.pdf