Технология цифровых коммуникаций для обеспечения качества образования

Чупина Татьяна Ивановна, заместитель директора по опытно-экспериментальной ГБОУ гимназии №631 Приморского района Санкт-Петербурга

Быковская Ольга Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №631 Приморского района Санкт-Петербурга

«Технология цифровых коммуникаций для обеспечения качества образования» / материалы XI международной научной конференции «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества», 11-12.11.2021, - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 52-55. ISBN 978-5-8290-2006-4 


Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы [1]. 

В 2020 году в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" произошло обновление нормативной базы, которое было необходимо для столь стремительного процесса цифровизации образования. В «Методических рекомендациях для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий», утверждённых Распоряжением Министерства просвещения России от 18.05.2020 N Р-44 определены технологии и технологические решения. Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией образования является осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленного на всестороннее развитии личности учащегося. 

С приходом ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), и, шире - цифровых технологий, коммуникация стала трансформироваться с точки зрения своих характеристик: пространственно-временных, внутренних структурных, характеристик организации знаков/символов и опосредствования передачи значений и смыслов. Термин «информационно-коммуникационные технологии» с его размытыми границами выходит из обихода. На смену ему приходит понятие «современные цифровые технологии». С развитием уровня информатизации образования всё сложнее определить, что действительно является информационно-коммуникационными технологиями. Например, наличие презентации на уроке 10 лет назад могло легко сойти за использование средств ИКТ. Сегодня электронные учебники, планшеты, куайринг стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Сложности с организацией образовательного процесса с традиционной, очной форме в 2020-2021 году поставили образовательные организации в условия овладения новыми цифровыми технологиями в крайне сжатые сроки. Ситуация усугубляется отсутствием доступных, отечественных технологических решений для использования в образовательных организациях.

 Действующая нормативная база в сфере цифровизации образования выделяет следующие перспективные цифровых технологии, рекомендуемые для интеграции в деятельность общеобразовательных организаций:

  1. Технология распределенного реестра (блокчейн);
  2. Искусственный интеллект;
  3. Технология виртуальной реальности (vr);
  4. Технология дополненной реальности (ar);
  5. Интернет вещей;
  6. Технологии цифровых коммуникаций;
  7. Технология больших данных;
  8. Технология формирующей аналитики;
  9. Открытые образовательные ресурсы [2].

Сложности с использованием этих современных цифровых технологий связано с ресурсной базой образовательной организации: материальной и кадровой. Анализ технологических решений позволяет сделать вывод, что наиболее распространенной и простой в использовании является технология цифровых коммуникаций.

На данный момент существуют следующие кейсы использования технологии цифровых коммуникаций в школе:

1. Мессенджеры.

2. MOOC (массовый открытый онлайн-курс) как целостное замещающее решение.

3. Платформы для реализации основных образовательных программ как инструмент организации учения, не замещающий полностью этот процесс, но обеспечивающий его совершенно новые свойства.

4. Технология вебинара.

5. Видеоконференц связь (ВКС).

Анализ технологических решений позволяет с уверенностью сказать, что все педагоги владеют технологией цифровых коммуникаций.  Например, мессенджеры, замещающие передачу сообщений любой сложности, с любыми контентом плотно вошли в нашу повседневную жизнь и в образовательный процесс.  

Также большой интерес представляет перевернутое обучение с использованием MOOC для самостоятельного освоения теоретического материала. Например, некоторые онлайн-платформы, построенные по принципу массовых открытых онлайн-курсов используются для повышения квалификации педагогов.

Активно используется технология вебинара, которая предоставляет возможность односторонней трансляции видеопотока. В период дистанционного обучения вебинары стали эффективным инструментом, создающим эффект присутствия учеников на уроке, а учителя в классе. Эта технология ограничивает слушателей в общении, делает их пассивными участниками.

Синхронные форматы онлайн-образования, такие как онлайн-лекции и видеоконференции. Используются для реализации сетевых программ, проведения занятий для географически удаленных учащихся. Использование ВКС обеспечивает интерактивное взаимодействие, все участники активны в своих действиях и имеют равные права.

Многие образовательные организации в период дистанционного обучения сделали выбор в пользу LMS-платформ таких как Moodle. Это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками. Платформа в данном случае одновременно и встраивается, и трансформирует образовательный процесс и учебную коммуникацию, создавая возможности действительно персонализированного образования. Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии [3]. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся. Это технологическое решение было выбрано на уровне города для организации дистанционного обучения. Особенность этой системы – это возможность интеграции аналогичных платформ для организации горизонтального взаимодействия. Школы могут организовать обмен успешными образовательными практиками, и все они могут быть интегрированы на городском портале.

Использование технологии цифровых коммуникаций позволяет внести изменения в организационную структуру образовательного процесса:

1. Создание виртуальных школ. Это технологическое решение обеспечивает виртуальную учебу и строится с учетом ограничений инструментов коммуникации, встроенных в виртуальную школу.

2. Совершенствование процессов коммуникации между разными участниками образовательных отношений.

3. Организация гибких образовательных программ для учащихся, демонстрирующих высокие образовательные результаты на различных уровнях (муниципальном, региональном и пр.)

Ожидаемые результаты и эффекты интеграции технологии цифровых коммуникаций в образовательный процесс связаны с повышением производительности, что будет способствовать повышению качества образования.

Список литературы

  1. Информатизация образования. Фундаментальные основы/ С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. – М.: 2005. – с. 231.
  2. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий".
  3. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Е. В. Карманова – ИНФРА-М: 2019. – 109 с., ISBN: 978-5-16-014057-5